Оценка функциональной грамотности

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

В рамках проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», экспертами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработаны и апробированы дидактические подходы к созданию заданий для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся. Результатом проекта стало формирование банка открытых заданий (http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/), а также выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»).


Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.11.2021 №1626 “О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.09.2021 №1239” Приказ-ВО_1.pdf

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.09.2021 №1239 “О региональном плане мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год в Воронежской области” Pricaz_1626.pdf


Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 11 февраля 2022 г. № 154 Воронеж "О внесении изменений в приказ «О региональном плане мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год в Воронежской области"

План школьных мероприятий (с изменениями от 18 февраля)

План мероприятий школьный